Top offer rxmed.org !.>\ buy dapoxetine tablets online. Beauty - Skin Care - Makeup And Accessories - Canadian pharmacy !{/ buy medicine online on phone or online order. Ordering is safe with canada pharmacy )>< cialis online an extensive online catalogue. Sale of drugs and medical products. Search and order drugs. canadian pharmacies "]# buy generic levitra tips when buying drugs online.
Единство подходов к информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций – важнейший принцип саморегулирования
29.10.13   

Суров А.Ф., заместитель Директора департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования, кандидат юридических наук, доцент

Ковнер Р. А., главный специалист Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования
Практическое саморегулировнаие

altВопросам информационной открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных публично-правовых образований (к которым несомненно можно отнести и саморегулируемые организации[1]) в последнее время уделяется существенное внимание.

В целях реализации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации принят Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[2], распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 создана единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная информационная система «Управление», с 2011 года функционирует официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru), создан единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru).

Всё это обуславливает тот факт, что требование «информационная открытость» административной системы в демократизирующемся обществе становится одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления[3]. Всё это не может не оказать влияние на активно формирующуюся в нашей стране систему саморегулирования.

Вопросы информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций на сегодняшний день регулируются статьей 7 Федерального законаот 01 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и нормами отдельных федеральных законов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций в различных сферах экономической деятельности. В частности, информационная открытость деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере регулируется статьей 55.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).

Значение информационой открытости в деятельности саморегулируемых организаций сложно преувеличить. Информация необходима для обеспечения выбора качественного подрядчика строительных работ, недопущения нарущений в сфере строительства, повышения уровня безопасности производимых работ.

Отметим, что проводимый анализ относится прежде всего к саморегулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сфере выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, но также справлив и для саморегулируемых организаций иных сфер деятельности.

С целью определения необходимости и достаточности информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций, необходимо рассмотреть категории субъектов, которые могут воспользоваться информацией о деятельности саморегулируемых организаций, содержщейся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предлагается выделить три основные категории  субъектов:

1)                Потребители (в том числе и иные заинтересованные лица);

2)                Органы надзора за деятельностью саморегулируемых организаций;

3)                Субъекты профессиональной и/или предпринимательской деятельности.

Выделение данных трех категорий субъектов обусловлено объёмом информации, который им необходимо получить для определения своего поведения в той или иной ситуации.

Первой категории – «Потребителям», такие сведения необходимы как на стадии выбора подрядчика работ, так и на стадии исполнения уже заключенных договоров (в частности, сведения о действии свидетельства о допуске к работам). Кроме того, информация о саморегулируемой организации необходима лицам, которым недостатками работ, выполненных ее членами, причинен вред, в целях получения возмещения из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации[4].

Нельзя не отметить и тот факт, что потребители нередко выступают в качестве общественных контролеров за деятельностью саморегулируемых организаций, побуждая их соблюдать нормы действующего законадательства.

Особое место среди пользователей занимают органы государственной власти и органы местного самоуправление, поскольку данная информация им необходима будет при проведении торгов на строительство и определение победителя, а также при исполнении государственных контрактов. Поэтому возможные ошибочные решения, принятые на основании недостаточной или недобросовестной информации, могут нанести значительный материальный ущерб государству.

Включение органов надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в отдельную категорию получателей информации о деятельности саморегулируемых организаций обусловлено возложением на них обязанности по проведению систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности, в том числе проведение анализа поступивших в орган государственного надзора документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»[5]. Органы надзора за деятельностью саморегулируемых организаций должны обеспечить недопущение ущемления интересов потребителей при получении данной информации.

Кроме того, органы надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, в случаях установленных законом, сами являются поставщиками официальной информации о деятельности саморегулируемых организаций, поскольку обязаны размещать на своём сайте достоверную информацию о саморегулируемых организациях в объеме установленном закононодательством[6].

В третью категорию «субъекты профессиональной и/или предпринимательской деятельности» входят как сами члены саморегулируемых организаций, так и потенциальные члены. Кроме того, к данной категории следует отнести также национальные объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемые организации, как субъектов осуществления деятельности в данной сфере.

Выделение данной категории получателей информации о деятельности саморегулируемой организации обусловлено, во-первых, тем, что прием в члены саморегулируемой организации является единственной формой предоставления допуска на рынок соответствующих работ, поэтому саморегулируемая организация должна обеспечить потенциальным участникам рынка доступ к информации об условиях членства и порядке приема в члены организации, а, во-вторых, правом на получение информации о деятельности саморегулируемой организации (в том числе о принимаемых ею решениях) обладают члены самой саморегулируемой организации, так как такие решения могут непосредственно влиять на их правовое и финансовое положение[7]. В третьих, полнота и достоверность отражаемой информации позволяет создать конкурентную среду и служит обеспечением исполнения целей саморегулируемых организаций, закрепленных в ст. 55.1 Градостроительного кодекса.

Необходимо отметить, что при определении объемов необходимой информации для той или иной категории субъектов целесообразно учитывать порядок доведения такой информации до пользователя через размещение на официальном сайте саморегулируемой организации информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» конкретного информационного сообщения и/или через размещение документов саморегулируемой организации. При этом именно официальный сайт саморегулируемой организации должен обеспечить удобство, полноту и оперативность получения заинтересованными лицами информации о деятельности саморегулируемой организации.

Под официальным сайтом саморегулируемой организации, по аналогии с определением закрепленном в Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», следует понимать сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности саморегулируемой организации, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат саморегулируемой организации[8].

Следует обратить внимание, что на своем сайте в сети «Интернет»саморегулируемые организации, в соответствии с Градостроительным кодексом, обязаны размещать как информацию, так и документы. При этом устанавливаются единые подходы как к размещению информации, так и к представлению документов саморегулируемой организации. Такая норма Кодекса вызывает определенное возражение, поскольку в специальном законодательстве подход к понятиям «информация» и «документ» существенно разниться.

Так, под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления[9]. В потребительских отношениях информация - один из критериев выбора потребителей. Только на основании достоверной и полной информации потребитель может выбрать товар (работу, услугу), который обладает всеми необходимыми ему свойствами. Таким образом, с правом потребителей на информацию связано их право на выбор[10]. Информация может быть выражена в строго определенном виде: текст, звукозапись, изображение и (или) их сочетание.

Информация может фиксироваться в документе.

В свою очередь документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать и предназначен для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения[11].

Новым видом документа стал электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах[12].

Таким образом, под документом предусмотренном ч. 1 с. 55.9 Градостроительного кодекса следует понимать, именно электронный документ –документированную информацию, представленную в электронной форме, содержащую соответствующие реквизиты, подписи должностных лиц саморегулируемой организации и печати, размещённую в соответствующем формате (например, в формате PDF-файл)[13]. Юридическую силу электронному документу придает особый реквизит - электронная цифровая подпись[14].

Смешение понятий информация и документ создает определенные трудности с определением вида, в котором они должны содержаться на официальном сайте саморегулируемой организации – простое информационное сообщение или документ, содержащий все необходимые реквизиты. Представляется, что более точно здесь было бы говорить о «документированной информации». Тем более, что законодательством закреплено понятие «документированная информация», под которой понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель[15].

Таким образом, говоря об обязанности саморегулируемой организации о размещении на своем официальном сайте «информации и документов» более точно будет говорить о размещении «документированной информации».

Информация о деятельности саморегулируемых организаций должна отвечать трём основным требованиям - своевременности, полноте и достоверности.

Своевременной является информация, получаемая в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Если точный срок законодательно не установлен, то для его определения может применяться правило «разумного срока», предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации.

Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) информация, которой располагает (должна располагать) саморегулируемая организация.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должна обладать самулируемая организация или орган надзора за деятельностью саморегулируемой организации в силу своей компетенции и предоставленных полномочий.

Следующим вопросом, подлежащим рассмотрению в рамках поставленных задач является вопрос о составе и содержании необходимой документированной информации применительно к категориям получателей информации о деятельности саморегулируемой организации.

Как отмечалось выше основными получателями информации о деятельности саморегулируемой организации являются потребители, органы надзора за деятельностью саморегулируемых организаций и субъекты профессиональной и/или предпринимательской деятельности.

Рассмотрим, какая информация и в каком объеме необходима каждой из этих категорий:

I) Категория «Потребители»

С целью защиты своих прав вследствие возникновения или возможного возникновения каких-либо правовых взаимоотношений с членами саморегулируемых организаций и самой саморегулируемой организацией данной категории необходима:

1.1) общая документированная информация о саморегулируемой организации, в том числе:

а) наименование и структура саморегулируемой организации, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов;

б) сфера деятельности саморегулируемых организации;

в) устав некоммерческой (саморегулируемой) организации, решение о присвоении статуса саморегулируемой организации;

г) копии свидетельств о

- включении некоммерческой организации в государственный реестр юридических лиц;

- постановке на учет в налоговом органе (индивидуальный налоговый номер);

д) перечень филиалов и представительств саморегулируемых организаций, а также иных обособленных подразделений СРО, в том числе за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов указанных филиалов и представительств;

е) сведения о руководителях постоянно действующего коллегиального и исполнительного органов управления саморегулируемых организаций, его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе за рубежом при их наличии (фамилии, имена, отчества, адреса электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов)

ж) указание сайта органа надзора за деятельностью саморегулируемой организацией и сайта национального объединения саморегулируемых организаций.

1.2) документированная информация о члене СРО, в том числе:

а) наименование члена саморегулируемой организации, адрес его местонахождения, адрес сайта в сети «Интернет» (при наличии), контактный телефон;

б) дата начала осуществления профессиональной или предпринимательской деятельности (дата выдачи свидетельства о членстве в саморегулируемой организации, дата выдачи свидетельства о допуске к работам или дата выдачи иного документа, разрешающего осуществлять деятельность);

в) максимальный размер возможного возмещения из средств компенсационного фонда вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности;

г) максимальный размер возмещения страховой организацией вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности, по договору страхования, реквизиты страхового полиса или договора страхования (дата, номер, наименование страховой организации, ее ИНН и ОГРН);

д) информация о проведенных проверках члена саморегулируемой организации (дата проведения проверки и вид: плановая или внеплановая), состав выявленных нарушений (при их наличии);

е) информация о случаях нарушения качества работ, услуг выявленных после окончания выполнения работ или услуг в гарантийный период или в срок исковой давности;

ж) информация о примененных мерах дисциплинарного воздействия к члену саморегулируемой организации и по каким основаниям;

з) информация о судебных исках саморегулируемой организации к члену и члена к саморегулируемой организации, иных судебных процессах (административные, банкротные, гражданские) члена саморегулируемой организации, а также информация о судебных и административных спорах с потребителями товаров, услуг.

1.3) документированная информация о порядке взаимодействия саморегулируемой организации и потребителя:

а) порядок подачи и рассмотрения жалобы на действия члена саморегулируемой организации и ответ на жалобу;

б) порядок принятия решений саморегулируемой организацией по возмещению вреда (ущерба, убытков и т.д.) причиненного недостатками выполненных работ;

в) случаи возмещения причиненного вреда (ущерба, убытков и т.д.).

II) Категория «Органы надзора за деятельностью саморегулируемой организации»

Документированная информация, представляемая данной категории, должна быть достаточна для осуществления поставленных перед ними задач, но не должна быть излишней и служить административным барьером для осуществления деятельности саморегулируемой организации. Для обеспечения выполнения задач поставленных перед данной категорией, представляется, что ей будет необходима следующая информация:

2.1) общая документированная информация о саморегулируемой организации, в том числе:

а) наименование и структура саморегулируемой организации, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов;

б) сфера деятельности саморегулируемых организаций;

в) устав некоммерческой (саморегулируемой) организации, решение о присвоении статуса саморегулируемой организации;

г) копии свидетельств о

- включении некоммерческой организации в государственный реестр юридических лиц;

- постановке на учет в налоговом органе (индивидуальный налоговый номер);

д) перечень филиалов и представительств саморегулируемых организаций, а также иных обособленных подразделений саморегулируемой организации, в том числе за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов указанных филиалов и представительств;

е) сведения о руководителях постоянно действующего коллегиального и исполнительного органов управления саморегулируемой организации, его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе за рубежом (при наличии), (фамилии, имена, отчества, адреса электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов);

ж) сведения о созданных саморегулируемой организацией специализированных органах (наименования, поименный состав, основание возникновения), сведения об их задачах и функциях;

з) указание сайта органа надзора за деятельностью саморегулируемой организацией и сайта национального объединения саморегулируемых организаций.

2.2) документированная информация о членстве в саморегулируемой организации, в том числе:

а) порядок подачи документов и приема в члены саморегулируемой организации, порядок выдачи свидетельства о членстве в саморегулируемой организации или свидетельстве о допуске к работам, или иного документа саморегулируемой организации;

б) требования к членству в саморегулируемой организации и к выдаче свидетельств о допуске к работам;

в) реестр членов саморегулируемой организации (ведется в установленном порядке с учетом требований к составу и структуре содержащейся  в нем информации);

г) порядок прекращения (приостановления) членства в саморегулируемой организации, порядок лишения свидетельства о допуске к работам;

2.3) документированная информация о деятельности саморегулируемой организации:

а) о порядке проведения и принятия решений органами управления саморегулируемой организации (в т.ч. положения об этих органах);

б) порядок формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его размещения, порядок выплаты средств из компенсационного фонда, размер сформированного компенсационного фонда на определенную дату (например, на первое число каждого месяца или квартала);

в) порядок страхования гражданской ответственности членов саморегулируемой организации (в том числе требования к сумме страхового покрытия и страховым организациям, а также к содержанию договора страхования);

г) порядок проведения контрольных мероприятий в отношении своих членов саморегулируемой организации (основание, порядок назначения проверки, виды проверок, назначение лиц для проведения проверки, итоги проведения проверки, действия должностных лиц по итогам проверки);

д) порядок применения мер дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемой организации (основание, процедуры дисциплинарного производства, перечень мер, действия должностных лиц саморегулируемой организации по итогам принятия решения о применении мер дисциплинарного воздействия);

е) порядок разработки стандартов и правил саморегулируемой организации (процедура, орган, порядок утверждения), сведения о принятых документах;

ж) финансово-экономическая деятельность саморегулируемой организации (смета расходов, заключение аудиторской и ревизионной комиссии, бухгалтерская отчетность за последние пять лет и др.);

з) о филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях саморегулируемой организации;

и) о создании аффилированных юридических лиц (для обучения членов саморегулируемой организации, оказание иных услуг членам саморегулируемой организации);

к) об осуществлении саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов (порядок сбора саморегулируемой организацией отчетности и представление ее членами саморегулируемой организации, перечень информации используемой при анализе деятельности членов саморегулируемой организации, порядок проведения анализа и порядок его использования и раскрытия, сводный итоговый анализ деятельности членов саморегулируемой организации);

л) сводная информация о текущей деятельности саморегулируемой организации (количество и основания проведенных проверок, примененных мер дисциплинарного воздействия, поступивших вопросов от потребителей,  членов саморегулируемой организации, государственных органов и органов по надзору за деятельностью саморегулируемой организации, и ответы на них

количество проведенных заседаний общих собраний, коллегиального органа управления, принятых ими решений и т.д.);

м) об обеспечении саморегулируемой организацией раскрытия информации (положение и порядок раскрытия информации);

н) о созданном при саморегулируемой организации третейском суде, о его деятельности;

2.5) документированная информация о порядке взаимодействия саморегулируемой организации и органа надзора:

а) о сроках проверки саморегулируемой организации органом надзора (при включении в план проверок) и их результатах;

б) о выполненных мероприятиях по устранению выявленных органом надзора нарушениях.

2.6) документированная информация о порядке взаимодействия саморегулируемой организации и потребителя:

а) порядок подачи и рассмотрения жалоб на действия члена саморегулируемой организации и ответ на жалобу;

б) порядок принятия решений саморегулируемой организацией по возмещению причиненного вреда, возникшего вследствие недостатков выполненных её членами работ (ущерба, убытков и т.д.);

в) случаи причинения и возмещения причиненного вреда.

в) Категория «Субъекты профессиональной и/или предпринимательской деятельности».

Не смотря на значительное отличие целей по получению информации о деятельности саморегулируемой организации по сравнению с категорией«Органы надзора за деятельностью саморегулируемой организации» ввиду полноты предоставления информации, необходимой для реализации своих задач органами надзора, состав, содержание и объем необходимой информации в основном совпадает.

Вместе с тем, члены саморегулируемой организации, дополнительно к указанной выше,  вправе претендовать на получение такой документированной информации как:

а) о размере вступительных и регулярных членских взносов в саморегулируемую организацию (суммы взносов, порядок внесения, порядок определения и основание);

б) о правах и обязанностях членов саморегулируемой организации (в том числе по избранию в органы управления и участию в общих собраниях саморегулируемой организации);

в) о судебных разбирательствах, в которых участвует саморегулируемая организация;

г) о документах третейского суда, объеме исполнения вынесенных им решений, содержании третейской оговорки;

д) о взаимодействии саморегулируемой организации и органов государственной и муниципальной власти (экспертные заключения на нормативные правовые акты, соглашения, жалобы и письма), в том числе при защите прав членов саморегулируемой организации;

е) о проведенных органом надзора за деятельностью саморегулируемой организации проверок и решения принятые на основании таких актов;

Кроме того, следует отметить, саморегулируемая организация обладает значительным объемом информации, которая не обязательна для размещения, но может оказаться полезной её членам. Решение о размещении такой информации саморегулируемой организацией должно приниматься самостоятельно. К данной информации можно отнести «официальное озвучивание позиций политики деятельности саморегулируемой организации руководством саморегулируемой организации по тем или основаниям», информация о проводимых мероприятиях и программах СРО, таких как выставки, семинары, симпозиумы, благотворительные мероприятия и т.д., а также информация об ограничении прав саморегулируемой организации и должностных лиц саморегулируемой организации. Кроме того, особенно здесь следует отметить имеющуюся информацию о проводимых торгах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также о предложениях членов саморегулируемой организации по заключению возможных контрактов на строительство.

Следует отметить, что саморегулируемая организация должна обеспечить доступ своих членов и к недействующим редакциям документов.

Приведенный выше анализ, показывает о высокой степени совмещения информации, которая может потребоваться таким категориям субъектов как «Органы надзора за деятельностью саморегулируемой организации» и «Субъекты профессиональной и/или предпринимательской деятельности». При этом необходимая информация для категории «Потребители» полностью поглощается информацией, которая должна быть предоставлена для двух других категорий субъектов.

Следует отметить, что не все саморегулируемые организации стремятся к выполнению требований информационной открытости. Так, по мнению Министерства экономического развития Российской Федерации установленные в настоящее время законодательством Российской Федерации в области саморегулирования требования, касающиеся обеспечения саморегулируемыми организациями раскрытия информации о своей деятельности и деятельности своих членов соблюдаются не в полном объеме. При этом отмечается, что на строительную отрасль приходится значительная доля СРО, сайты которых не работают или их невозможно найти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (6 организаций), а также на сайтах которых отсутствует относящаяся к деятельности СРО информация (2 организации) [16]. Вместе с тем мониторинг сайтов саморегулируемых организаций проводимый Национальным объединением строителей свидетельствует о значительном снижении нарушений требований законодательства в части обеспечения информационной открытости. При этом более двухсот саморегулируемых организаций строительной сферы (около 88%) практически не имеют нарушений в части обеспечения информационной открытости.[17].

Вместе с тем необходимо отметить, что анализ выявленных нарушений по исполнению требований раскрытия отдельными саморегулируемыми организациями информации о своей деятельности позволяет сделать вывод, что это вызвано такими факторами, как:

1)                отсутствие в законодательстве четких формулировок о составе, структуре и объеме подлежащих размещению документированной информации саморегулируемых организаций;

2)                отсутствие в законодательстве конкретной ответственности должностных лиц саморегулируемых организаций, ответственных за обеспечение информационной открытости саморегулируемых организаций;

3)                отсутствие мотивации членов саморегулируемых организаций к воздействию на должностных лиц саморегулируемых организаций, ответственных за информационную открытость саморегулируемых организаций, с целью повышения и развития коллективного бренда;

4)                коммерциализация саморегулирования отдельными физическими лицами, находящимися в управлении саморегулируемых организаций или стоящими за таким управлением. Им просто не выгодно правильно и полно раскрывать информацию о деятельности саморегулируемых организаций.

Однако указанные факторы не только не свидетельствуют о невозможности построения целостной системы открытости информации о деятельности саморегулируемых организаций, а скорее наоборот подчеркивают возможность, важность и необходимость построения такой системы.

Поэтому исходя из указанного анализа можно говорить о возможности построенияединого алгоритма создания и ведения официальных сайтов саморегулируемых организаций с распределением очередности в доступности, подлежащей к размещению документированной информации. В свою очередь построение единого алгоритма создания и ведения официальных сайтов саморегулируемых организаций позволит встроить их в единую информационную систему представления государственных услуг и «Открытое Правительство», обеспечит автоматическое получение всей необходимой информации о деятельности саморегулируемой организации в оперативном режиме или в конкретно установленные сроки путем RSS-каналов, проводить контрольные мероприятия органами надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в режиме «ON-LINE», получать необходимые статистические и аналитические данные с целью выработки государственной политики в различных отраслях экономической деятельности, а также построения и укрепления долговременных экономических связей между различными добросовестными субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности, как в нашей стране, так и за рубежом.

При разработке алгоритма создания и ведения официальных сайтов саморегулируемых организаций необходимо отметить некоторые особенности, которые можно выявить исходя из практики деятельности саморегулируемых организаций:

1)                На сайтах саморегулируемых организаций целесообразно размещение документированной информации в виде текстов и отсканированных протоколов общих собраний и коллегиальных органов саморегулируемых организаций (с приложениями), а также текстов и отсканированных заключений и отчетов по результатам аудита;

2) Важнейшее место в системе информационной открытости занимает реестр членов саморегулируемой организации. К сожалению его прововой режим в настоящее время до конца не урегулирован. Вместе с тем уже сейчас можно говорить, что ведение реестра членов саморегулируемых организаций должно:

~       обеспечить, при ведении на электронном носителе, возможность создания копии;

~       вестись исключительно при наличии сертифицированной (лицензионной) программы, обеспечивающей защиту информации от несанкционированного доступа;

~       установить, что реестр ведется в табличной форме в хронологическом порядке с обязательной графой порядковый номер;

~       иметь обязательные графы о

•      сумме страхового покрытия, номере страхового полиса и наименовании страховой организации, месте ее нахождения;

•      размере (сумме) внесенного компенсационного фонда;

•      проведенных проверках в отношении члена саморегулируемой организации с указанием оснований таких проверок;

•      примененных мерах дисциплинарного воздействия. При этом такая информация должна сохраняться в реестре как минимум в течение трех лет с момента применения;

~       содержать номер актуального свидетельства о допуске или свидетельства о членстве и сохранять номера всех ранее выдававшихся свидетельств;

~       содержать сведения об исключенных членах Партнерства, которые  должны сохраняться в Реестре, при этом обязательно должна указываться причина исключения (например: нарушение требований технических регламентов, приведших к причинению вреда в размере…; добровольный выход после получения отказа в расширении перечня вида работ и др.).

Таким образом, анализ формирующейся в настоящее время системы информационной открытости саморегулируемых организаций позволяет говорить о возможности её унификации, установления единых требований к объему и порядку предоставления саморегулируемой организацией информации о своей деятельности.

Решение обозначенных проблем, повышение эффективности системы информационной открытости саморегулируемых организаций, по нашему мнению, возможно путем, во-первых, установления принципиальной позиции органа по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций по недопущению нарушения саморегулируемыми организациями требований об информационной открытости. При этом, отсутствие сайта у организации, претендующей на получение статуса саморегулируемой организации, а равно отсутствие информации в необходимом объеме на сайте должно являться безусловным основанием для отказа органа по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций во внесении информации о некоммерческом партнерстве в государственный реестр саморегулируемых организаций[18].

Кроме того, несомненным является и тот факт, что обеспечение принципа информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций не возможно без информационной открытости деятельности органа по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций.

Во-вторых, нормативным закреплением за национальными объединениями саморегулируемых организаций права (а скорее даже и обязанности) разрабатывать соответствующие стандарты деятельности, в том числе стандарт информационной открытости саморегулируемых организаций. Такие стандарты должны становиться общеобязательными после утверждения их съездом соответствующего вида саморегулируемых организаций. При этом стандартом должны быть предусмотрены не только общие требования к такой деятельности, но и меры воздействия на организации, нарушающие установленные требования.

При этом важно отметить, что законодательством опосредованно уже предусмотрена возможность наличия таких стандартов. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций» в качестве предмета проверок саморегулируемой организации является соблюдение ими «соблюдения стандартов раскрытия информации».

В завершение отметим, что многие вопросы, рассмотренные в настоящей статье целесообразно урегулировать в рассматриваемом в настоящее врея в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроекте № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций».



[1] Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 12-п «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» отмечается, что государство, отказавшись от лицензирования, фактически переложило на саморегулируемые организации часть своих, публично-правовых, функций.

[2] Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.

[3] Ковалева Н.Н. Информационное право России. М.: Дашков и К, 2008.

[4] См. Научно-практический? комментарии? к главе 61 Градостроительного кодекса Российской? Федерации «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» // Отв. ред. К.В. Холопик. Москва, 2011, С. 147 – 148.

[5] См. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций».

[7] См. Научно-практический? комментарии? к главе 61 Градостроительного кодекса Российской? Федерации «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» // Отв. ред. К.В. Холопик. Москва, 2011,С. 147.

[8] Отметим, что понятие «сайт в сети «Интернет»» закреплено также в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Под ним понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». Однако приведенное в тексте определение более соответствует задачам предлагаемой статьи.

[9] См. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

[10] Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. М.: Деловой двор, 2012.

[11] См. ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»

[12] См. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

[13]Здесь уместно провести аналогию с официальным опубликованием федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

[14] См. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»

[15] См. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

[16] См. Доклад Министерства экономического развития Российской Федерации «О результатах мониторинга исполнения саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о своей деятельности».

[17] Письмо Национального объединения строителей в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации от 06 августа 2012 г. № 02–1446/12 // Бюллетень Национального объединения строителей № 7, 2012, С. 281.

[18] Здесь важно отметить, не смотря на то, что Минэкономразвития в своем Докладе об информационной открытости, который стал предметом поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковича от 19.07.2012 № АД-П16-4096, выявил ряд саморегулируемых организаций, грубо нарушающих требования по информационной открытости, никаких мер воздействия к данным организациям применено не было. Органы надзора проигнорировали прямое поручение.

 
Рейтинг@Mail.ru Разработка и создание сайтов в Кривом Роге